На XIII Международном Черноморском контейнерном саммите, который состоялся в середине сентября с.г., одной из обсуждаемых тем был трансшипмент на Черном море. Пожалуй, никого из участников не удивила информация директора издательства «Порты Украины» Константин Ильницкий, который представил обзор ситуации с перевалкой контейнеров в Черноморском регионе, объемы трансшипмента за последние три года резко снизились, в том числе и в Констанце, которая перерабатывала до 1 млн . TEU. Зато сообщение о том, что практически все объемы трансшипмента ушли из черноморских в турецкие порты, многими было воспринято как сенсация.

С другой стороны, все закономерно, поскольку турецкие порты, расположенные на Средиземном и Черном морях, с точки зрения направлений европейских транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» находятся в выгодном положении для привлечения транзитных грузов.

А порты Средиземного и Эгейского морей, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, имеют возможность привлекать грузы азиатско-европейских судоходных линий. В частности, средиземноморские порты являются транзитными для доставки грузов в страны Ближнего Востока и Центральной Азии. Строятся новые порты, например на Черном море — порт Карасу, на Мраморном — контейнерный порт в Мерсине. Об этом, кстати, рассказал в своем выступлении на форуме председатель правления филиала Бодрум Турецкой судоходной палаты Юсуф Озтюрк.

— Однако стоит вспомнить, что еще девять лет назад, в 2011 г. Одесский порт и его партнер ООО «Бруклин — Киев Порт» впервые в истории отечественных портов начали обработку транзитных контейнеров, не оставляют таможенной зоны, то есть трансшипмента. В течение семи лет, вплоть до 2018 г.. Коллектив стивидорной компании в Хлебной гавани переваливал контейнеры в режиме трансшипмента. Небольшие партии контейнеров переделывал и терминал «ГПК-Украина» (ныне ГП «КТО»), — прокомментировал начальник администрации Одесского порта Игорь Ткачук.

Более того, в 2012 г.. МИУ предоставило «зеленую улицу» трансшипмента, снизив на 50 проц. тарифы на погрузочно — разгрузочные работы и сняв ледовый сбор с судов, перевозящих транзит. В том же году министерство приняло решение расширить существующий на базе Одесского порта хаб (транспортный узел), включив его в обработку внутреннего трансшипмента — транзитных грузов на линии «Днепр-Черное море»

Признание тогдашнего руководства Министерства инфраструктуры статуса Одесского порта, как хаба свидетельствовало о том, что объемы трансшипмента, которые переваливали предприятие и частные терминалы, были достаточно велики. Например, в 2013 г. коллектив «Бруклин-Киев Порт» перегрузил 7791 TEU, в 2014 г. — 9359 TEU (наибольший объем), в 2015 — 4808 TEU, в 2016 — 868 TEU, в 2018 -234 TEU .

С начала нынешнего года контейнерооборот в украинских портах вырос на 18,4 проц. При этом две трети (65,3 проц.) Контейнерного потока приходится на Одесский порт. В частности, операторы двух контейнерных терминалов в 2018 г. перевалили 598,6 тыс. TEU (+ 15,2% к 2017 г.), а за 8 месяцев нынешнего года — 416 тыс. TEU, что на 8,5 проц. выше аналогичного периода 2018 В то же время лидером отечественного контейнерного рынка является портовый оператор ГП «КТО» (40 проц. всех контейнеров, перегружаются в Украине).

Однако портовые операторы стремятся к увеличению объемов перевалки контейнеров и продолжают развитие портовых мощностей. Как известно, в декабре 2018 представители руководства АМПУ, ОФ ГП «АМПУ» и компания «Бруклин-Киев» подписали в Марселе (Франция) Меморандум о сотрудничестве с одним из учредителей ООО «Бруклин-Киев Порт», контейнерной линией CMA CGM. Всемирно известная линия планирует вложить 20 млн. Долларов в развитие терминала. Речь идет о продлении причальной линии 42-43 причалов на 260 м (на начальном этапе — 120 м) в сторону причалов 13-14-с и создание 6,5 га складской территории. Это позволит коллектива контейнерного терминала в Хлебной гавани через пять-шесть лет переваливать за год до 600 тыс. TEU. Проект был представлен и одобрен на заседании совета Одесского порта.

Пресс-служба администрации Одесского морского порта

Комментарии

Пожалуйста, напишите свой комментарий!
Пожалуйста, введи имя